Субота, 20.04.2024, 04:38    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2013 » Січень » 1 » Экстремальный космос - 2012: самая астрономия

Экстремальный космос - 2012: самая астрономия

NGC 1277 (отмечена стрелкой) - ничем не примечательная галактика в скоплении Персея. Зато черная дыра у нее - великан массой более 17 млрд солнц
Планета α Центавра Bb расположена всего в 4,4 световых годах от Земли
Пять планет Тау Кита глазами художника - до них чуть больше 11 световых лет
На этом снимке телескопа Hubble обнаруживаются прежде невиданные галактики, существовавшие спустя всего 380-600 млн лет после Большого взрыва
Эта сверхновая зажглась 12,1 млрд лет назад - всего 1,6 млрд лет спустя после рождения мира
Собрав на одной картинке более 2 тыс. снимков окрестностей созвездия Печь, сделанных телескопом Hubble, ученые получили «самое глубокое» изображение Вселенной, простирающееся вдаль до 13,2 млрд световых лет
Для астрономии 2012 год стал впечатляюще урожайным. Все более совершенные инструменты раскрывают далекие тайны Вселенной - и ученые обнаруживают в ней все новые чудеса. Вот лишь некоторые из них, найденные недавно.

Крупнейшая черная дыраГаргантюа»)

Найденная в 2012 г. сверхмассивная черная дыра NGC 1277 стала самой монструозной из всех известных. Масса ее оценивается в 17 млрд солнц - она достигает 14% веса своей галактики (при обычной цифре в 0,1%). Размеры этого чудовища так велики, что ученые продлили ее исследования еще на год, чтобы окончательно подтвердить находку.

Соседние экзопланетыБинго!», «Недалекие миры»)

Обнаружение планеты размерами почти такими же, как у Земли, в непосредственной близости от нас, стало приятным сюрпризом. Находка сделана в знаменитой системе Альфы Центавра, всего в 4,3 световых годах от Солнца. К сожалению, эта планета вряд ли способна стать обитаемой: находясь в десятки раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, она должна быть слишком раскалена. Зато потенциально подходящая планета нашлась в еще одной известной системе - Тау Кита - в 11,9 световых годах от нас, где обнаружено сразу пять экзопланет.

Три экзопланеты, замеченные космическим телескопом Kepler у звезды KOI-961 в 120 световых лет от Земли стали самыми маленькими из всех известных нам. Одна из них не больше Марса и заметно меньше Земли. Впрочем, маленькое здесь даже «солнце»: звезда всего в 1,7 раз крупнее нашего Юпитера. Вся система - самая компактная из найденных. Впрочем, с ней может поспорить KOI-500, тоже найденная в 2012 году. Орбиты пяти ее планет размерами от 1,3 до 2,6 размеров Земли расположены так близко к звезде, что год на них длится от 1 до 9,5 земных дней. Самая далекая в 150 раз ближе к звезде, чем Земля к Солнцу.

Самая далекая галактикаГалактические дали»)

Благодаря постоянному совершенствованию телескопов рекорд самой далекой галактики меняется чаще, чем рекорды на стометровке. Новый чемпион 2012 года - UDFj-39546284, галактика, появившаяся всего 380 млн лет спустя после Большого взрыва и обнаруженная недавно телескопом Hubble.

Древнейшая сверхноваяСверхстарая сверхновая»)

За 2012 год мы не раз слышали сообщения о находках «сверхъярких сверхновых» (SLSN), которые, видимо, образовались в результате гибели особенно крупных звезд, масса которых доходила до 100 и даже 250 солнц. Такие нередки были среди первых поколений звезд - и одна сверхновая найдена на расстоянии 12,1 млрд световых лет. Иначе говоря, она засияла спустя всего 1,6 млрд лет после появления мироздания.

Крупнейшее скопление галактик

SPT-CLJ2344-4243 (или просто Скопление Феникса) включает сотни тысяч галактик разных размеров, с общей массой в тысячи раз большей, чем у нашего немаленького Млечного Пути. Впервые его наблюдали еще в 2010 году, однако тогда размеры скопления еще не были осознаны полностью. Сделать это удалось лишь благодаря дополнительным исследованиям.

Лучшая карта Вселенной

В 2012 году международный проект Sloan Digital Sky Survey III представил поразительную карту Вселенной - самую детальную на сегодняшний день. Она охватывает пространство объемом 70 млн куб. световых лет, где зафиксировано больше миллиона галактик.

Самый зоркий глазГлубина»)

Легендарный старичок Hubble легко составляет конкуренцию куда более современным телескопам - по крайней мере, пока на орбите его не заменит новейший телескоп James Webb. А пока в 2012 году ветерану удалось заглянуть так далеко в глубины Вселенной, как никогда прежде, и уловить свет, родившийся более 13,2 млрд лет назад - когда миру было максимум 500 млн лет от роду. Изображение получено в ходе бесчисленных съемок, проводившихся телескопом на протяжении десяти лет.

Самый сильный магнит

Звезда NGC 1624-2 в созвездии Персей всего в 35 раз массивнее Солнца, зато ее магнитное поле сильнее солнечного в 20 тыс. раз - и на порядок интенсивнее предыдущего рекорда. В результате притягательная звезда всегда закрыта плотным облаком заряженных частиц.

По версии Space.Com