П`ятниця, 19.04.2024, 05:09    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2013 » Червень » 10 » Исследователи космоса сфотографировали самую маленькую экзопланету

Исследователи космоса сфотографировали самую маленькую экзопланету

Спустя девять лет после того, как астрономы с помощью "Очень большого телескопа" сделали снимки экзопланеты, соседствующей с коричневым карликом 2M1207, та же команда поймала в объектив самую "лёгкую" планету из всех, что можно увидеть с Земли.

"Прямой метод наблюдения очень непростой. Он требует исправной работы самых современных и мощных инструментов как в наземных, так и в космических обсерваториях. Лишь несколько планет были обнаружены таким способом, что делает каждое следующее открытие чрезвычайно важным в понимании процесса формирования гигантских экзопланет", — говорит Жюльен Рамо (Julien Rameau) из Института планетологии и астрофизики в Гренобле.

Изображение планеты HD 95086 b, полученное при помощи "Очень большого телескопа". Звезда исключена из области наблюдения, чтобы не затмевать остальные объекты (фото ESO/J. Rameau).

Новая планета получила название HD 95086 b.

Чтобы сделать максимально чёткие снимки "новичка", команда Рамо использовала инструмент NACO одного из 8,2-метровых телескопов обсерватории. Это позволило убрать все помехи, наведённые атмосферой Земли. Снимки были сделаны с использованием инфракрасного света и техники дифференциального отображения, улучшающей контраст между изображением планеты и её родительской звезды.

Согласно расчётам учёных, HD 95086 b удалена от своей звезды на расстояние в 56 раз превышающее дистанцию от Солнца до Земли и вдвое превышающую дистанцию от Солнца до Нептуна. Как сообщается в пресс-релизе, сама звезда HD 95086 окружена обломками космического мусора и размерами чуть превышает нашу.

Возраст обнаруженной планеты составляет всего 10-17 миллионов лет (для сравнения: Земле уже более 4,5 миллиарда). Учёные предполагают, что она была сформирована из газа и пыли, окружающих её родительскую звезду.

"Местоположение планеты вызывает массу вопросов о том, как она была сформирована. Либо её твёрдое ядро было образовано в результате притяжения каменных обломков друг к другу, а плотная газовая атмосфера была собрана позднее из окружающего газа. Либо она была сформирована в ходе локального нарушения гравитационной стабильности газового диска, окружавшего звезду, а позднее взаимодействие HD 95086 b с этим диском или другими планетами привело к изменению её положения – сдвига относительно места, где она изначально образовалась", — рассказывает соавтор исследования Анн-Мари Лагранж (Anne-Marie Lagrange).

HD 95086 b находится в созвездии Киль (иллюстрация ESO).

"Температура на поверхности планеты HD 95086 b достигает 700 градусов по Цельсию. Всё из-за яркого свечения родительской звезды. Этого достаточно для испарения воды и появления в атмосфере метана. Мы с удовольствием будем продолжать изучать эту планету и соседствующие с ней, если они, конечно же, существуют. Для этого мы используем прибор под названием SPHERE", — добавил другой член команды астрофизик Гаэль Шован (Gaël Chauvin).

Результаты работы французских астрономов (PDF-файл) в скором времени будут опубликованы в издании Astrophysical Journal Letters.