Вівторок, 19.03.2024, 09:21    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2014 » Квітень » 18 » Карликовая планета за орбитой Плутона расширила границы Солнечной системы

Карликовая планета за орбитой Плутона расширила границы Солнечной системы

Планетологи подчёркивают, что данное открытие подтверждает тот факт, что обнаружение Седны не было счастливой случайностью. Определённо, в пограничных зонах Солнечной системы присутствуют довольно крупные небесные тела загадочного происхождения. Непонятно, как такие объекты обращаются вокруг Солнца, ведь они расположены так далеко и совершенно непонятно, как гравитация звезды действует на них, заставляя оставаться на своих орбитах.

Классическая планетарная часть Солнечной системы заканчивается на орбите Нептуна. Её радиус составляет 30 астрономических единиц — то есть, тридцать расстояний от Земли до Солнца. Напомним, что одна астрономическая единица равна приблизительно 150 миллионам километров.

За орбитой Нептуна расположен пояс Койпера, который простирается на расстоянии от 30 до 50 астрономических единиц от Солнца. Самым дальним объектом системы считается облако Оорта, богатое кометами и другими малыми небесными телами. Во внутреннем крае структуры находится карликовая планета Седна.

Три снимка 2012 VP113, сделанные с разницей в два часа каждый, 5 ноября 2012 года (фото Scott S. Sheppard: Carnegie Institution for Science).

Учёные подсчитали, что Седна никогда не приближается к Солнцу ближе, чем на 76 астрономических единиц. Планета 2012 VP113 находится ещё дальше — в 80 а.е. от нашего светила.

Небесное тело находится столь далеко от Солнца, что когда астрономы впервые его заметили, то сказали, что это самый медленно движущийся объект из всех, что они когда-либо видели. Наблюдения за отдалённым объектом проводилось в рамках масштабного проекта по поиску тёмной энергии, который стартовал в сентябре 2013 года в Чили.

В качестве инструмента Трухильо и его коллеги использовали "Камеру тёмной энергии" (DECam), вмонтированную в четырёхметровый телескоп Виктора Бланко (Victor M. Blanco Telescope). Впервые планета была замечена в ноябре 2012 года, на пятом из сотен снимков, которые сделала команда.

"Нам повезло практически сразу же", — говорит ведущий автор исследования Скотт Шеппард (Scott Sheppard), астроном из Научного института Карнеги в Вашингтоне.

В течение нескольких месяцев учёные наблюдали за объектом, пока его полная орбита не стала более очевидной. Но, в то время как Седна может отклоняться на 1000 а. е. от Солнца, планета 2012 VP113 не уходит дальше, чем на 452 а. е. от светила. Поэтому учёные предположили, что гравитационно последняя более тесно связана с Солнцем, что само по себе является парадоксом.

Орбиты карликовых планет во внешнем крае солнечной системы: оранжевым обозначена траектория Седны, а красным — 2012 VP113 (иллюстрация Scott Sheppard and Chad Trujillo).

Согласно последним расчётам исследователей, о которых они сообщили в статье журнала Nature, диаметр 2012 VP113 составляет около 450 километров, что эквивалентно половине диаметра планеты Седна.

Предположительно, тело состоит преимущественно изо льда, а значит, оно должно иметь сферическую форму. По новым правилам Международного астрономического союза, составленным в 2006 году, такой объект можно будет расценивать как карликовую планету.

Существует несколько противоречивых гипотез, касающихся происхождения таких планет, как Седна и 2012 VP113. Одна из версий гласит, что на заре существования Солнечной системы соседняя звезда производила гравитационные возмущения, вследствие чего часть небесных тел были оттянуты к краю.

Другая возможность состоит в том, что массивная блуждающая планета прошла через нашу планетную систему в определённый момент и вытолкнула объекты из пояса Койпера в самый дальний уголок — на внутренний край облака Оорта.

Седна в представлении художника (иллюстрация NASA/JPL-Сaltech).

В любом случае, Седна и 2012 VP113 могут быть лишь верхушкой айсберга, считают астрономы. Компьютерное моделирование обоих сценариев показало, что в той же зоне могут содержаться объекты, масса которых в 10-100 раз превышает массу всего пояса Койпера.

Шеппард и его коллеги рассказали в пресс-релизе, что во внутреннем крае облака Оорта присутствуют ещё, как минимум, шесть объектов-кандидатов, за которыми они будут следить в ближайшие годы.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 506 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1