Середа, 24.04.2024, 08:29    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2013 » Грудень » 1 » Крошечная чёрная дыра испускает нехарактерный для себя свет

Крошечная чёрная дыра испускает нехарактерный для себя свет

Исследователи сообщают в пресс-релизе обсерватории Джемини, что масса этого объекта соотносится с массой средней звезды, но остальные его свойства бросают вызов современным теориям формирования чёрных дыр.

M 101 ULX-1 периодически испускает мощное рентгеновское излучение, которое приблизительно на порядок ярче, чем можно было бы ожидать от обычной чёрной дыры. Поскольку такие вспышки носят нерегулярный характер, Лю и его команда решили пристально понаблюдать за объектом в "тихие" периоды, а также рассмотреть свет близлежащей звезды-компаньона с целью определить массу чёрной дыры.

Чёрная дыра M 101 ULX-1 в представлении художника (иллюстрация Gemini Observatory/AURA artwork by Lynette Cook).

Учёные измерили гравитационный сдвиг в траектории движения звезды, и поняли, что масса чёрной дыры должна быть всего в 20-30 раз больше солнечной. А значит, яркость её излучения явно не соотносится с массой.

Результаты последующих этапов исследования окончательно запутали астрофизиков. Теоретические модели аккреции предсказывают, что небольшая чёрная дыра, коей и является M 101 ULX-1, должна излучать ультраяркие рентгеновские лучи "жёсткого" спектра, то есть корона вокруг диска аккреции будет испускать высокоэнергетические фотоны.

Но свет, который увидели астрономы при наблюдении за M 101 ULX-1, демонстрирует только "мягкую" часть рентгеновского излучения, что типично для очень массивных чёрных дыр, которые собирают материю в более спокойном темпе.

"Люди изучают рентгеновское излучение чёрных дыр на протяжении полувека. Но обнаруженный нами космический объект не соответствует ни одной ранее описанной модели", — удивляется Лю.

Коллеги китайских учёных, не принимавшие участия в исследовании, говорят, что верить в данном случае нужно только измерениям массы чёрной дыры.

Комбинированный снимок галактики Вертушка в рентгеновском, оптическом и инфракрасном диапазонах (фото Chandra X-ray Observatory, Spitzer Satellite, Hubble Space Telescope, GALEX Satellite).

"Когда некая космическая система испускает очень яркое излучение, не всегда очевидно, что красное и синее смещение представляет радиальную скорость звезды-компаньона, а не описывает свойства близлежащих облаков газа", — говорит астрофизик Эндрю Кинг (Andrew King) из университета Лестера в Великобритании.

Авторы данного исследования попытались найти разумное объяснение феноменальной природе M 101 ULX-1. Они предполагают, что столь высокая яркость рентгеновских лучей может быть обусловлена тем, что чёрная дыра поглощает горячий звёздный ветер, испускаемый близлежащей звездой, которая относится к классу Вольфа-Райе. Атмосферы таких светил имеют в несколько раз меньше водорода, чем гелия. Это довольно редкое явление, но в данном случае звёздный гелий образует диск вокруг чёрной дыры и ионизируется, вследствие чего появляются внезапные вспышки нехарактерно мощного рентгеновского излучения.

Стоит отметить: данное объяснение, изложенное в статье в журнале Nature, опровергает гипотезу о том, что некоторые чёрные дыры промежуточной массы могут быть зародышами сверхмассивных чёрных дыр. Объект M 101 ULX-1 был наиболее подходящим под эту теоретическую модель.

Поиски подобных погибших звёзд продолжаются, и астрофизикам ещё предстоит пересмотреть свои убеждения об эволюции и природе чёрных дыр.