Четвер, 25.04.2024, 08:36    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2013 » Грудень » 21 » Полувековые поиски солнечных конвекционных потоков увенчались успехом

Полувековые поиски солнечных конвекционных потоков увенчались успехом

Подобные ячейки меньшего размера были впервые описаны астрономом Уильямом Гершелем ещё в 1801 году. Узоры, которые он наблюдал на поверхности Солнца, были около 1000 километров в поперечнике. Учёный назвал их гранулами. К 1960 году физики обнаружили "супергранулы", ширина которых составляла около 30 тысяч километров. А в 1968 году исследователи заговорили о существовании ещё более крупных ячеек, размер которых должен достигать 200 тысяч километров в поперечнике.

Ранее несколько групп учёных уже сообщали об обнаружении гигантских ячеек, но эта информация оказалась неподтверждённой, поскольку они передвигаются крайне медленно по сравнению с другими солнечными структурами.

Так, гранулы содержат солнечную плазму, которая двигается со скоростью три километра в секунду, а супергранулы за секунду проходят 300-500 метров. Но вещество гигантских конвекционных ячеек ползёт совсем уж неторопливо, преодолевая всего 8 метров за секунду. "Из-за небольшой скорости эти ячейки очень сложно обнаружить среди всех других непрерывно движущихся структур, — говорит член команды Лиза Аптон (Lisa Upton), аспирант университета Вандербильта (Vanderbilt University).

Хэтэйуэй, Аптон и студент Оуэн Колгроув (Owen Colegrove) воспользовались данными SDO. Они отслеживали движение отдельных супергранул, исходя из предположения о том, что они сливаются в крупномасштабные медленные течения — искомые ячейки. Команде удалось обнаружить долгоживущие потоки, которые сохранялись до шести месяцев.

Работа американских учёных подтверждает теоретические модели. Впрочем, есть и небольшие различия. Например, гипотезы указывали на то, что гигантские ячейки должны выравниваться относительно друг друга в направлении с севера на юг около солнечного экватора. Но результаты наблюдений этого пока не подтвердили.

Подробности исследования описаны в журнале Science.

Полученная ныне информация поможет объяснить результаты наблюдений, которые показывают, что Солнце вращается на 30% быстрее вблизи экватора, нежели у полюсов. Материал движется в направлении вращения, а также к экватору. Изменение углового момента приводит к тому, что "талия" нашего светила вращается быстрее.

Также по теме: Опровергнута прежняя модель движения вещества внутри Солнца  Солнце заканчивает 11-летний цикл и меняет полюса  Солнце меняет полюса  NASA запускает космический телескоп, который разгадает загадку Солнца Прорыв в физике Солнца уточнит космические прогнозы  Владимир Кузнецов: задача ученых — расшифровать, как работает Солнце