П`ятниця, 29.03.2024, 04:39    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2017 » Грудень » 19 » Астрономы описали величайший взрыв в наблюдаемой Вселенной

Астрономы описали величайший взрыв в наблюдаемой Вселенной

Самые впечатляющие из таких кратковременных "космических фейерверков", уже получивших свои объяснения – это рекордные сверхновые, которые в 10-100 раз ярче типичных, и разрушение звёзд чёрными дырами. Но иногда в центральных областях далёких галактик происходят ещё более мощные вспышки, общепринятая модель которых ещё не построена.

Вспышка PS1-10adi в галактике, расположенной в 2,4 миллиарда световых лет от Земли, была обнаружена 15 августа 2010 года с помощью системы телескопов Pan-STARRS. Исследователи рассчитали, что общая выделившаяся энергия составила 2,3 × 1052 эрг. По утверждению авторов, это рекорд: таких мощных вспышек ещё не наблюдали.

Учёные рассмотрели два возможных сценария такой вспышки из числа уже известных астрономам процессов: переменность излучения активного галактического ядра и разрыв звезды сверхмассивной чёрной дырой. Ни один из них, по заключению специалистов, не согласуется с наблюдаемым спектром вспышки.

К тому же излучение активного ядра обычно меняется лишь на несколько десятых долей, причём быстро и случайно. Между тем яркость PS1-10adi плавно уменьшалась три года, и только после этого она "утонула" в излучении родительской галактики.

Яркость вспышки, наблюдаемая при "поедании" звезды чёрной дырой, тоже обычно снижается куда быстрее, чем у PS1-10adi. Здесь, впрочем, возможны варианты. Но, даже если пренебречь разницей в кривых блеска, проблемы со спектром никуда не денутся.

Авторы выдвигают собственную версию этого загадочного катаклизма. Они полагают, что дело во взаимодействии мощной ударной волны с плотной межзвёздной средой. Именно такой процесс мог породить излучение с похожим спектром.

Откуда эта волна взялась? Её мог вызвать тот самый разрыв звезды гравитационными силами. Ведь при этом лишь небольшая часть вещества звезды сразу же падает в чёрную дыру. Огромные массы газа, выталкиваемые мощным излучением, устремляются в пространство со скоростью в тысячи километров в секунду. Вот и ударная волна.

Кроме того, такая волна, по расчётам авторов, могла быть порождена и взрывом сверхновой в особо плотной среде, характерной для центральных областей галактик.

Между прочим, исследователи считают, что подобный катаклизм вовсе не уникален. Порывшись в базах данных, они нашли ещё несколько вспышек с похожими спектрами. На них в своё время не обратили внимания, потому что это были очень далёкие вспышки. Расстояние помешало астрономам адекватно оценить масштаб явления, и обнаруженные события были отнесены к обычной активности галактического ядра.

Разумеется, для того чтобы окончательно установить природу подобных космических катастроф, требуются дополнительные наблюдения. Авторы возлагают большие надежды на строящийся грандиозный телескоп ELT . В ядрах галактик, расположенных в миллиардах световых лет от Земли, он сможет разглядеть детали размером всего в десятки световых лет. И тогда, вероятно, найдутся ответы на многие вопросы.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 289 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1