П`ятниця, 29.03.2024, 09:20    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2012 » Травень » 15 » Излучение старой дыры: редкая вспыщка

Излучение старой дыры: редкая вспыщка

Слева – галактика М83 в оптическом диапазоне. Справа – композитное изображение участка с ультраярким рентгеновским источником. Розово-красный цвет соответствует рентгеновским волнам, синий и желтый – видимым. Сам источник можно видеть в нижней части картинки
Типичным источником рентгеновского излучения в космосе служит двойная звездная система, в которой молодая крупная звезда находится в паре с останками другой – либо нейтронной звездой, либо черной дырой. Особенно мощные ULX связывают с наличием достаточно крупной черной дыры – считается, что раз одна из компаньонок молода, то и черные дыры близ них тоже молоды. Однако недавняя находка показывает, что это не всегда справедливо.

Исследование связано с обнаружением ULX в спиральной галактике М83, расположенной в 15 млн световых годах от Земли. Астрономы провели сравнения снимков галактики, сделанных Chandra в 2000-2001 и 2010 гг., показав, что находящийся там источник усилил яркость излучения на рентгеновских волнах, по меньшей мере, в 3 тыс. раз, превратившись в полноценный ULX. Такое резкое увеличение яркости – довольно редкое событие, тем более что на архивных снимках, сделанных в 1980-1990 гг. не обнаруживается и следа ULX в этой галактике. Интересно, что в прошлом году в месте этого ULX было показано наличие яркого источника в оптическом диапазоне. Он также не виден на более ранних снимках, сделанных в 2009 г.

Ученые предполагают, что увеличение яркости связано с резким ростом притока вещества в черную дыру. По их мнению, она находится в паре с крупной, но темной и тусклой звездой, красным гигантом. Масса ее оценивается вчетверо меньшей, чем у Солнца, а возраст – более чем в 500 млн лет. Примерно таков же и возраст черной дыры.

Аналогичная находка была сделана в феврале в Галактике Андромеды, где также обнаружился ULX, состоящий из старой красной звезды и крупной черной дыры. Вместе эти свидетельства говорят о том, что ультраяркие рентгеновские источники могут быть двух типов: первые включают молодые и стабильно растущие черные дыры, вторые – более старые, и продолжающие набирать вес «с перебоями», из-за чего яркость таких источников оказывается очень переменчива.

По пресс-релизу NASA