П`ятниця, 26.04.2024, 14:51    Ви увійшли як Гість | Група "Гости"Вітаю Вас Гість | RSS

Головна» 2014 » Жовтень » 11 » Обнаружена удивительно прожорливая черная дыра

Обнаружена удивительно прожорливая черная дыра

"Считалось, что максимальная скорость, с которой чёрная дыра может поглотить газ и произвести свет, определяется её размерами, – говорит Сориа. – То есть имело смысл предположить, что P13 была больше, чем обычные, менее яркие чёрные дыры, которые мы наблюдаем в нашей галактике Млечный Путь".

Когда доктор Сориа и его коллеги из Страсбургского университета измерили массу P13, они обнаружили, что на самом деле чёрная дыра весьма небольшая. Но при этом она как минимум в миллион раз ярче Солнца. Только тогда астрономы поняли, что дело в поглощаемом ею материале.

"Видимо, наши представления о том, сколько на самом деле чёрные дыры могут потреблять газа и производить света, оказались неверными", – резюмировал Сориа.
P13 вращается вокруг звезды-сверхгиганта, которая в 20 раз тяжелее нашего Солнца. По словам доктора Сориа, учёные увидели, что одна сторона звезды-донора всегда ярче другой, потому что она освещается рентгеновскими лучами, исходящими от близкой чёрной дыры. Из-за этого яркость звезды меняется в зависимости от положения по отношению к P13.

Галактика NGC 7793 и расположение удивительной чёрной дыры P13 в ней (иллюстрация ICRAR).

Это позволило исследователям измерить время, необходимое черной дыре для оборота вокруг звезды-донора (оно составило 64 дня), а также смоделировать скорость движения двух объектов и форму орбиты. Таким образом учёные пришли к выводу: чёрная дыра должна быть по массе в 15 раз меньше нашего Солнца.

Доктор Сориа говорит, что это открытие показало: размер не всегда имеет значение и даже небольшие чёрные дыры могут поглощать газ с исключительной скоростью. P13 можно отнести к малочисленной группе чёрных дыр, известной как ультраяркие рентгеновские источники. Такие объекты способны поглотить звезду-донора менее чем за миллион лет — это очень короткий срок в космических масштабах.

Подробности открытия были опубликованы в журнале Nature.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 543 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1