Художественное изображение взрыва сверхновой.
Иллюстрация ESO/M. Kornmesser.
9 ноября 2017 Анатолий Глянцев
8 ноября 2017 года были опубликованы результаты наблюдений сверхновой iPTF14hls, вспыхнувшей в 2014 году. И это очень странные результаты. Вспышка сохраняла блеск как минимум 600 дней, в то время как обычно светимость уже через 100 дней ощутимо ослабевает. Кроме того, за этот период случилось пять повторных всплесков излучения, чего тоже быть не должно. Наконец, всё это время выброшенная взрывом оболочка имела почти постоянную скорость расширения, а ведь последней за те же 100 дней было положено уменьшиться в три раза. К тому же и выделившаяся энергия больше, чем у всех известных сверхновых подобного типа. Объяснений случившемуся у астрономов нет.
Звёзды живут долго, но и у них однажды подходит к концу термоядерное топливо. Если звезда была достаточно массивной, то её жизнь заканчивается впечатляющим катаклизмом – вспышкой сверхновой типа II. Как же получается, что смерть в самом буквальном смысле оказывается намного ярче жизни? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно немного рассказать о том, что творится внутри звезды.
|
Планеты обнаруживаются по затмениям, которые они устраивают своей звезде.
Иллюстрация NASA.
7 ноября 2017 Анатолий Глянцев
Астрономы лишены возможности засунуть звезду в пробирку или хотя бы слетать с нужным прибором в соседнюю галактику. Взамен они изобретают самые изощрённые способы вытащить из наблюдений необходимую информацию. Измерить скорость вращения звезды по поляризации её света? Использовать нейтронные звёзды как своих "агентов" внутри шарового скопления? Астрономы могут, умеют, практикуют.
Вот и астрофизики Эмили Сэндфорд (Emily Sandford) и Дэвид Киппинг (David Kipping) из Колумбийского университета в США применили весьма необычный метод определения плотности звёзд. Он опирается на наблюдения за их планетами.
|
Холодные пылевые пояса вокруг звезды Проксима Центавра в представлении художника.
Иллюстрация ESO/M. Kornmesser.
7 ноября 2017 Анатолий Глянцев
"Проксима" – значит "ближайшая". Это имя носит самая близкая к Солнцу звезда, заурядный красный карлик, каких большинство в Галактике .
Расстояние до неё составляет примерно четыре световых года. Это в 10 тысяч раз больше дистанции от Солнца до Плутона. К этой малой планете, напомним, аппарат "Новые горизонты" добирался долгие девять с половиной лет.
Пока одни учёные разрабатывают смелые проекты космических аппаратов, способных преодолеть такие расстояния за разумный срок, другие подвергают их жёсткой критике. Кто прав в этом споре, покажет время, а пока астрономы изучают Проксиму Центавра так, как они изучали Вселенную испокон веков – на расстоянии.
|
Короткопериодические кометы делают оборот вокруг Солнца всего за несколько земных лет.
Фото Global Look Press.
7 ноября 2017 Анатолий Глянцев
"Ты, чёрт, сатана, вельзевул преисподний! Не притворяйся звездой небесной! Не обмануть тебе православных, не спрятать хвостища богомерзкого, ибо нет хвоста у звёзд господних! Провались ты в тартарары, в пещь огненную, в кладезь губительную…"
Такими словами предлагали встречать комету Галлея самарские духовные лица в 1910 году. К счастью, сегодня уже вряд ли кто-то назовёт безвинное небесное тело посланником дьявола. Человечество любит кометы и наблюдает их с удовольствием.
|
Мощные источники радиоволн обычно скрываются в массивных эллиптических галактиках.
Фото Global Look Press.
1 ноября 2017 Анатолий Глянцев
Все галактики излучают радиоволны, но у некоторых это получается гораздо лучше, чем у остальных. Диапазон значений колеблется от 10 тысяч до 100 миллиардов полных светимостей Солнца (если не говорить о квазарах, которые бывают ещё мощнее).
Звёздные системы из верхней части этого диапазона (радиоизлучение от 1 до 100 миллиардов полных солнечных светимостей) гордо зовутся радиогалактиками. Обычно это крупные эллиптические галактики, насчитывающие от 1 до 10 триллионов солнечных масс.
|
Там, где заканчивается видимый звёздный диск, ещё тянется шлейф нейтрального водорода.
Фото NASA/JPL-Caltech/VLA/MPIA.
31 октября 2017 Анатолий Глянцев
Две чёрные дыры, составляющие тесную двойную систему, рано или поздно сталкиваются и сливаются. Этот катаклизм порождает гравитационные волны, о которых мы очень подробно рассказывали.
Но такие события не происходят, что называется, на каждом углу. Только самые большие звёзды превращаются в чёрные дыры в конце своего жизненного пути. Светила поменьше становятся нейтронными звёздами, а совсем миниатюрные – белыми карликами. Ещё сложнее задача "сделать" тесную двойную систему, в которой оба компонента – чёрные дыры.
|
Многие ландшафты Марса наводят на мысль, что они формировались при участии жидкой воды.
Фото Global Look Press.
30 октября 2017 Анатолий Глянцев
Когда-то на Марсе шумел прибой, а дно неглубоких морей согревали горячие источники. Но потом что-то пошло не так. Сейчас на Красной планете вода существует в виде льда, в основном она закована в полярных шапках .
Есть кое-какие свидетельства, что и в нынешние суровые времена вода иногда течёт по Марсу. Но эти ручьи, даже если они есть, редки и недолговечны. Откуда же тогда на Красной планете овраги и прочие формы рельефа, которые на Земле образуются мощными потоками воды?
|
На снимке скопление галактик Abell 1689, содержащее около тысячи звёздных систем.
Фото Global Look Press.
27 октября 2017 Анатолий Глянцев
Галактики, как и люди, не любят одиночества. Например, из 10 тысяч ближайших к нам галактик только 5–10% сравнительно изолированы. Ещё 10% образуют пары. 10-20% звёздных систем входят в состав скоплений, а все остальные образуют группы, содержащие от трёх галактик до нескольких десятков. В их числе и наш Млечный Путь, входящий в Местную группу.
Система галактик называется скоплением, если в ней от нескольких десятков до нескольких тысяч (иногда больше) звёздных систем. Скопления объединяются в сверхскопления, а те образуют гигантские "соты" – грандиозную ячеистую структуру Вселенной, где легионы звёздных систем собраны в "нити" или "стены", окаймляющие пустоты – войды.
|
|